«Что связывает меня с этими куклами? … это сложно выразить. Мои куклы – это мои постоянные спутники. Когда мне грустно и одиноко, когда я чувствую себя покинутым, они всегда рядом. И не важно, что я делаю, и в чем я виноват, или буду виноват в будущем, они любят меня не смотря ни на что».
Анатомия мечты:
Шарнирная кукла воспроизводит анатомически корректное строение человека и сочленяется шарнирами, повторяющими основные суставы человеческого тела. Подобная конструкция делает этих кукол очень гибкими и позволяет им принимать практически любые позы, доступные человеку. Их конструкция по-своему уникальна, поскольку, не имея жесткого скелета, они настолько хорошо отбалансированы, что смогут самостоятельно, без подставок, сохранять стоячее положение. Шарниры, за счет которых достигается подобный эффект, – это круглые вставки в местах соединения отдельных частей куклы. Эти части полые изнутри, и вся конструкция сохраняет устойчивость за счет стяжки эластичным резиновым жгутом, натяжение которого определяет, насколько хорошо кукла будет «держать позу»
Помимо механики, эти куклы обладают еще одной отличительной чертой, придающей им их индивидуальность и наиболее значимой для многих их поклонников, – возможностью создания полностью индивидуальной куклы. В большинстве своем коллекционеры Fashion Dolls могут изменить в своих куклах лишь одежду. Владельцы BJD могут изменить в своих куклах практически все. Эти три куклы – созданы из одной и той же базовой модели. Как вы видите, для куклы можно выбрать все - начиная от самых простых вещей, доступных всем, таких как замена глаз или парика и заканчивая более сложными – покраской лица и тела, созданием пирсинга или татуировок, или даже полной модификацией куклы. Материал, из которого изготавливаются BJD, позволяет модифицировать форму их тела, пропорции отдельных частей, а также и черты кукол, превращая процесс обычного коллекционирования и обладания готовым в процесс создания нового. Отдельные куклы в своей конструкции идут еще дальше – они обладают эмоциями. Это достигается за счет механизма сменных лицевых пластин. Наиболее сложной конструкцией на сегодняшний день обладают куклы художника Генто Араки, первым разработавшего и применившего эту практику, в создании BJD. Помимо смены выражений лица эти куклы так же легко меняют направление своего взгляда за счет специального регуляционного механизма. Но в конечном итоге даже смена парика и цвета глаз иногда полностью преображает куклу.
Стоит добавить, что создатели первых Super Dollfie фирма Volks, изначально были известны на рынке, как фирма-производитель garage-kit. И именно тот факт, что владелец BJD может сделать её такой, какой он хочет её увидеть, создать уникальную и единственную в своем роде куклу обуславливает постоянно растущую популярность Super Dollfie не только в Японии, но и в Америке и в Европейских странах. Таким образом, удовольствие от приобретения вещи усиливается примесью концепции "сделай-сам"/"one-of-a-kind". Что позволяет реализовываться владельцам BJD, как скульпторы, художники или модельеры.
Несмотря на свое разнообразие BJD все же являются продуктом коммерческим, и определенные стандарты среди этих кукол существуют. Это стандарты, сопряженные с размерами куклы и общими их пропорциями. Сложность конструкции кукол Dollfie и детальность проработки деталей обычно обуславливает большой размер кукол. Стандартный размер, в котором начали выпускаться куклы Super Dollfie был 60см или в модельной шкале размер 1/3, в сравнении размер привычной нам куклы Barbie – 27 см или же 1/6. Буквально за последние полтора года наметилась тенденция к увеличению размера куклы. Сначала были выпущены куклы высотой 65 см, затем 70 см, и больше, так что создается ощущение, что проектируя свою следующую куклу каждая из компаний стремится увеличить её рост. С другой стороны, существуют так же и крошечные BJD размером не более 9 см. В целом всех кукол можно разделить на три основные категории, которыми пользуются коллекционеры и продавцы для указания размера куклы – tiny, mini, large.
Крошечные - куклы до 35 см. обычно уподоблены детям, но некоторые из них сохраняют пропорции взрослого человека, при этом компании-производители явно играют на «совместимости» таких кукол с миром обычных fashion dolls и сопутствующей им атрибутикой.
Миниатюрные - попадают в промежуток между 35 и 45 см., и в этой категории можно найти кукол практически любого анатомического строения. Как правило, для коллекционеров, которые хотят сами создавать что-то для своих кукол, эта категория является компромиссом между качеством, ценой и легкостью работы с куклой.
Все куклы выше 45 см. попадают в категорию больших. Самая высокая кукла на текущий момент Mecha Angel – её высота 80 см. В абсолютно отдельную категорию попадают куклы Moon Dolls, это куклы в масштабе 1/1. Однако они крайне редки и никакой систематической информации по ним не существует.
Обычно, вопрос о размере приобретаемых кукол, это исключительно вопрос предпочтения коллекционеров. С практической точки зрения на этот выбор влияют цена кукол и их размер – по собственному опыту могу сказать, что больших кукол на самом деле очень тяжело разместить в обычной квартире. И наоборот если одним из мотивов приобретения куклы было желание создавать одежду уникального дизайна, больше подойдут большие куклы, позволяющие детальную проработку мелких частей одежды. Однако, обычно, владельцы BJD не исходят из практических предпосылок, и просто покупают тех кукол, которые больше их привлекают.
Помимо размеров и особенностей строения, BJD от привычных нам кукол отличает материал, из которого они изготавливается и сложность технологии их создания. Эти куклы сделаны не из пластика, а из полиуретановых смол. Эта смесь более хрупка, гораздо более тяжелая, и по консистенции больше походит на фарфор. Так же она гораздо более приятна на ощупь. Владельцы BJD описывают ощущение от прикосновения к кукле, как сходные с ощущениями от прикосновения к скорлупе яйца или к поверхности мела. Некоторым фирмам удается получить такую формулу полиуретана, что при прикосновении она оставляет ощущение практически настоящей кожи. С другой стороны, именно свойства полиуретана позволяют владельцам BJD модифицировать их при помощи… наждака и надфиля и острых режущих инструментов. При обработке этот материал легко стирается, образуя мелкую крошку, а части куклы приобретают новую форму. На этапе создания эти куклы обрабатываются по той же технологии – BJD изготавливаются вручную, а не на конвейере.
Дизайн куклы и первичная заготовка для последующего изготовления её отдельных частей изготавливаются профессиональным скульптором. После этого для каждой отдельной части прототипа изготавливается заготовка из силикона. Подобные заготовки пригодны лишь для создания нескольких копий куклы, после чего их приходится создавать заново. Эти заготовки используются для формования полиуретановой смеси. Каждая фирма держит в секрете те химические формулы, которыми они пользуются для получения жидкой и вязкой полиуретановой смолы, которая затем застывает в формах в течение нескольких часов. Это процесс требует большой точности навыков от мастеров-куклоделов, поскольку полиуретановая смола токсична, очень требовательна к внешним факторам, а так же после застывания уже не может быть повторно переработана. Затем с поверхности формованной смолы удаляется воздух при помощи специальных компрессоров. Одного пузырька воздуха достаточно, что бы испортить всю заготовку. После того как полиуретан обработан, каждую часть извлекают из заготовки и затушевывают места стыков и прочие изъяны отлива. После этого все части стягиваются эластичным жгутом по определенной схеме, что бы получить собранную куклу, при этом должно соблюдаться вполне определенное напряжение жгута, что бы кукла не получилась слишком разболтанной или наоборот слишком стянутой.
Такой трудоемкий процесс создания, плюс необходимость закупки не только материалов и оборудования, но и выплаты арендной и заработной платы, рекламные и коммерческие расходы делают этих кукол, к сожалению, не дешевым удовольствием.
Но при желании всегда можно найти компромиссный по цене вариант, и несколько урезать бюджет повседневных затрат. Накопить на куклу тяжело, но можно, если запастись определенным упорством. В целом подобные куклы стоят от 300$ до 700$ за базовую модель, термин «базовая» означает, что вся работа по покраске куклы, и полному созданию её образа ложится на плечи владельца. Готовые куклы обычно выпускаются фирмами ограниченным тиражом (limited editions), после чего цена их на вторичном рынке неуклонно растет. Цена по-настоящему коллекционных BJD, таких как, например, куклы, выпущенные фирмой Volks по мотивам аниме Rozen Maiden, достигает нескольких тысяч долларов. Но если Вы не гонитесь за эксклюзивностью подобного рода, а напротив сами хотите поучаствовать в процессе творения, вашей основной ценовой категорией будут куклы в пределах $400-$600. Цена куклы определяется довольно очевидными факторами – качество материалов, размер, законченность куклы и, конечно, же «брэнд». Так куклы Volks, которая является фактически монополистом по изготовлению BJD в Японии, стоят значительно дороже, чем куклы, которые производят многочисленные Корейские компании.
История сказки:
Происхождение, а точнее возрождение, современных шарнирных кукол тесно связано с Японской традицией почитания кукол, как могущественных и загадочных существ. Куклы (ningyo) в Японии всегда были, чем-то большим, нежели просто игрушки. Первые небольшие человекоподобные глиняные фигурки (dogu) использовались шаманами для ритуала вызова богов в 300 году до Н.Э. Позже в 250-540 годах Н.Э. уже более сложные фигурки (haniwa), изображавшие различных персонажей, танцоров, солдат, фермеров и т.д., изготовлялись для погребальных церемоний. В этот период куклы рассматривались японцами как представители на земле божественных и сверхъестественных сущностей.
В японской литературе упоминание о кукле в современном смысле этого слова появляется в 1000 г. Н.Э. в книге Murasaki Shikibu. В ней девочки играют с куклами, наряжают их, делают им кукольные домики, что полностью соответствует современным представлениям о куклах. Однако в тот же период куклы в Японии не утратили своей мистической и религиозной значимости. Их использовали в ритуале очищения, когда куклу выбрасывали в море с тем, что бы она унесла с собой все горести и заботы человека.
На раннюю эпоху Эдо пришелся расцвет театра марионеток bunraku. В пьесах этого театра участвовали куклы марионетки joruri ningyo. Не являясь куклами в традиционном смысле этого слова, они отражали Японскую культурную традицию почитания и одухотворения человекоподобных фигурок. Их размеры варьировались от половины человеческого роста до среднего человеческого роста. Каждая марионетка имела множество сочленений, и кукловоды, одетые в черные одежды и с лицами закрытыми черными капюшонами, старались придать ей максимальную реалистичность движений. Изготовители этих марионеток постоянно усложняли управляющие механизмы, и внешний вид фигурок с целью поразить публику и заставить её поверить в реальность происходящего. Самыми успешными считались спектакли, когда публика была уверена, что на сцене выступают живые люди, а не марионетки.
В течении всей эпохи Эдо, изготовители кукол в Японии экспериментировали с кукольной подвижностью, с целью придать кукле наибольшую реалистичность. Приблизительно в 1750 г. Н.Э. появились и стали популярными куклы, известные как куклы с «тремя складками» - mitsuore ningyo. От талии тела этих кукол были мягкими и набивными, ниже они содержали деревянные части с матерчатыми сочленениями в суставах. С соединенными таким образом бедрами коленками и лодыжками они могли вставать, наклоняться, сидеть.
Еще через век эти куклы постепенно развились в игровых кукол. В период с середины 18-ого века и до 1868 года огромную популярность получили куклы ichimatsu ningyo, тела которых состояли из сочленений и были полностью подвижны. Размером эти куклы достигали размера человеческого ребенка, собственно чаще всего они и изображали детей. Эти куклы имели различные парики из человеческих волос и множество нарядов. Выполненные на высоком уровне мастерства эти куклы служили игрушками для детей и женщин из богатых семей, которые зачастую заботились о них, как о настоящих членах семьи. Эти куклы создавались фактически в неизменной форме, начиная с заката эпохи Эдо и до начала двадцатого века.
В начале 1800-ых годов эти куклы были выставлены для Парижской кукольной ярмарки. Тогда их впервые увидели европейские кукольники, которые взяли на вооружение и постепенно усовершенствовали приемы, использовавшиеся при создании ichimatsu. Так появились первые настоящие шарниры. Подобные куклы расценивали как своеобразные произведения искусства, но многие годы они все же предназначались исключительно для детей.
Затем в середине 30-х годов прошлого столетия в Европе шарнирные куклы появились не в форме игрушек, а как объекты искусства. Немецкий художник, скульптор и фотограф сюрреалист Hans Bellmer (1902 – 1975) стал использовать шарнирных кукол для своих фотографий. Этих кукол он изготовлял сам, большинство из них были гротескны, пугающе деформированы, а так же имели ярко выраженный эротический подтекст. (Кстати, именно эти его работы вдохновляли художников игры Silent Hill при созданиидизайнов монстров для 2-ой части игры). Баллмер начал заниматься своим кукольным проектом, как одним из способов противостояния фашизму, объявив, что он не будет заниматься работами, поддерживающими новую национальную доктрину. Куклы неестественных пропорций и в неестественных позах были направлены против культа здорового тела, усиленно пропагандируемого в фашистской Германии.
В 1934 году в Германии была подпольно издана книга Баллмера "Die Puppe", в которую вошли 10 фотографий первых кукол художника скомпонованных в форме "tableaux vivants" - живых картинок. Нацистская партия объявила работы Беллмера противоестественными и "дегенеративными" и он был вынужден покинуть Германию и перебраться во Францию, где со временем он закончил свою работу с куклами и переключился на создание эротических рисунков, фотографий и т.д.
В конце 60-ых годов мастера кукольники в Японии, попали под влияние как эстетики традиционных европейских шарнирных кукол, так и авангардного направления, основанного Баллмером. Книга "Die Puppe" повлияла на таких японских художников, как Shibusawa Tatsuhiko и Simon Yotsuya. С творчества Yotsuya в Японии начинается традиция создания и изображения шарнирных кукол в сюрреалистичной, мрачной и болезненной манере.
Помимо Yotsuya кукол в своем творчестве использовали Katan Amamo, Ryo Yoshida, а из современных художников - Koitsukihime известный создатель кукол в Японии. Уже в 80-ых годах в Японии целое направление художников выставляло своих кукол, публиковало альбомы фотографий и издавало книги о шарнирных куклах, как форме искусства. (Так же влияние Баллмера на свое творчество признал Мамору Осии – имя Беллмера появляется в открытой книге в одной из сцен Ghost in the shell 2, и сами дизайны кукол-киборгов так же вдохновлены работами художника).
Окончательно круг перерождения шарнирных кукол замкнулся, когда на их популярность обратили внимание не только люди искусства, но и коммерсанты.
Мрачные куклы с сексуальностью в стиле СМ послевоенного периода и периода экономической депрессии уступили место беспечным, невинным и в тоже время вызывающим куклам периода Японского экономического бума 80-х - 90-х годов. В этот период Америка переживала пик популярности фигур героев комиксов (action figures), и это увлечение очень быстро дошло до Японии. Компании KAIYOUDOU, KOTOBUKIYA и MEDICOM-TOY начали производить фигурки, изображающие персонажей японских комиксов манга, японских фильмов и японской анимации. Большое место в модельном ряде всегда уделялось конечное же моделям женских персонажей. В то же время росла популярность моделей "garage kit". Эти фигуры предназначались только для украшения и не двигались. И, наконец, многие фанаты кукол в масштабе 1/6 переделывали, перекрашивали и изменяли своих кукол уже не первый год.
В этот период компания Volks выпускала как наборы garage kits, так и стандартных кукол fashion dolls. Именно тогда у владельцев фирмы родилась идея создать куклу, обладающую достоинствами всех вышеперечисленных увлечений. Так появилась концепция Dollfie – doll figure. Первая кукла Dollfie появилась в1998 году, но не для продажи, а как подарок одного из скульпторов компании своей жене. Для её создания он использовал полиуретан, материал уже давно использовавшийся при создании garage kit’ов. Сейчас эта кукла находится в музее компании.
В продажу первые шарнирные куклы, попали в начале 1999г., а именно 28 февраля. Поскольку до этого компания специализировалась на garage kit’ах, их первые Dollfie так же обладали ярко-выраженной стилизованной аниме-внешностью. Но при этом у их владельцев, была возможность одеть их в костюм любого полюбившегося героя комиксов или анимации, за счет париков и других деталей сделать куклу еще более похожей на него и к тому же владельцу куклы предлагалось самому создать и нарисовать лицо своей куклы, привнося в неё индивидуальность. Но в следующие два года куклы Volks не пользовались такой уж большой популярностью, в основном из-за того, что фирма не проводила никаких рекламных акций и не продавала своих кукол нигде кроме Японии.
Первые шарнирные куклы из Японии появились в Америке в конце 2001 года. В 2003 году они получили широкое распространение в Южной Корее, и сейчас год за годом именно корейские (а теперь и китайские) компании стимулируют развитие этого рынка, продавая более доступных и более разнообразных кукол. Тем не менее, компанией основателем и компанией, куклы которой наиболее популярны до сих пор является фирма Volks, а изобретенный ею термин Dollfie стал нарицательным, хотя строго говоря так называются только куклы выпущенные Volks, куклы остальных компаний имеют свои названия такие как "Delf" или "Gems".
По мере роста популярности своих кукол компания Volks кардинально пересмотрела свою маркетинговую политику в отношении них. И хотя магазины компании в Японии а так же их официальный сайт до сих пор не продают кукол в другие страны, Volks начала открывать собственные представительства за рубежом. Особенно активно компания стала выходить на Американский рынок, что обусловило последние изменения в имидже её кукол – они приобрели более европеоидные черты лица и в своей эстетике стали больше напоминать традиционных для Американцев fashion dolls.
Замыкая во второй раз круг распространения традиции BJD, недавно компания объявила, о возможном открытии своего магазина в Германии. Это довольно своевременный ход, так как вместе с Южнокорейскими, Японскими и Китайскими компаниями на рынке начинают делать первые шаги и их Американские и Европейские коллеги. И если до сих пор вместе с термином BJD употреблялся как равнозначный термин ABJD – Asian Ball Joint Dolls, то сейчас эта аббревиатура становится все более неточной и постепенно заменятся понятием as RBJDs – Resin Ball Joint Dolls.
Демиурги:
Итак, первая шарнирная кукла Super Dollfie, была выпущенна в Японии компанией Volks, увидела свет в 1999 году. С тех пор Volks стоит особняком среди прочих компаний, выпускающих BJD, не только как создатели новой моды, но и как самая крупная, самая опытная и самая экстравагантная компания. Рассказывая об этой компании, владельцы BJD обычно делают больший упор на классификацию продаваемых ею кукол, цену эксклюзивных моделей на вторичном рынке и новинки системы Full Choice. Но если попытаться подробно рассказать обо всех моделях кукол, произведенных компанией за историю её существования, на это не хватит и нескольких часов. Поэтому назову лишь основные типы кукол, выпускаемые компанией.
С момента выпуска первых Super Dollfie, которые изначально должны были представлять детей в возрасте около 10 лет и потому так же получили название SD10, компания Volks выпустила в продажу и другие серии шарнирных кукол: младших братишек и сестричек SD - Mini Super Dollfie (MSD); кукол Super Dollfie 13 (SD13). Свежими добавления к куклам Volks - стали новые серии SD-Cutie (SDC) и YO-SD (2004 год). Тела этих кукол были улучшены, а шарниры были сделаны менее очевидными. Весной 2003 года компания выпустила на рынок кукол с "новой кожей" - Pure Skin. Эта смесь полиуретана давала более здоровый оттенок кукольным телам и была более деликатной на ощупь. Тело кукол в очередной раз претерпело изменения с целью придать им большую гибкость и естественность. Одновременно с этими изменениями компания прекратила производство кукол старого образца. Постепенно она заново выпустила большую часть старых серийных кукол в новой версии.
Так же на рынок так же вышли более дешевые и виниловые куклы масштаба SD/SD13 серия Dollfie Dream, куклы этой серии обладают ярко выраженными чертами стиля аниме. Самое последние обновление в семействе Volks серия SD 16, появившееся после того как Volks так же стали следовать моде на увеличение роста куклы и на переход от инфантильных к более зрелым моделям. 29 июля 2006 года в Нью-Йорке состоялась презентация куклы серии SD 16 Оливии Морган. Это был первый конвент компании за пределами Японии и первая кукла, которая начала продаваться за рубежом раньше, чем в своей родной стране. Куклы этой серии обладают наиболее сложной системой шарниров, названной KIPS (keep it posed). SD16 самые большие куклы, выпускаемые компанией Volks около 65 см в высоту, они так же больше всего напоминают традиционных западных fashion doll, не удивительно, что компания так активно занимается их продвижением в Америке. Однако компания не останавливается на достигнутом, и в этом году так же выпустила первую куклу серии SD17.
Но не только и не столько разнообразие выпускаемых моделей отличает компанию от прочих, но так же и её само-позиционирование и взаимоотношения с клиентами. Volks активно создает вокруг себя ареол легендарности и сказочности, а так же элитности.
Их центральный офис "Tenshi No Sato", который так же является и музеем и эксклюзивным магазином компании расположен на территории исторического памятника - владений Японского художника 19 века Seiho Takeuchi. Можно только догадываться, сколько стоит компании аренда этого участка земли. Этот офис открыт лишь в определенные выходные месяца, только для тех кто заранее записался на посещение и только для тех кто владеет куклой фирмы Volks или является членом фан-клуба Volks (регистрация в который до недавнего времени проводилась только на японском языке). Записываться в очередь на посещение этого офиса приходится потому, что в день туда допускают лишь ограниченное количество человек, и запись, таким образом, может начинаться за несколько месяцев до самого визита. Обычно два раза в месяц в этом офисе так же проводятся специальные мероприятия или семинары для любителей кукол. На территории "Tenshi No Sato" расположен столетний домик для чайных церемоний, принадлежавший художнику, а так же разбитый им сад. Одновременно с этим в этом комплексе уживаются офис компании, современный выставочный зал, в котором представлено большинство кукол фирмы Volks, а так же салон красоты (конечно же для кукол). На втором этаже комплекса выставлены уникальные куклы компании, некоторые в одном экземпляре.
Другим элементом имиджа компании и самой наглядной иллюстрацией отношений Volks с преданными этой компании фанатами являются кукольные вечеринки, так называемые Dolpa, которые регулярно проводит Volks. К настоящему моменту они превратились в огромные конвенты. На этих конвентах компания продает эксклюзивных кукол и устраивает большое количество различных мероприятий ориентированных на владельцев BJD, призами за участие в которых являются крошечные ангелоподобные куклы – символ компании Tenshi.
В этих конвентах участвует так же множество компаний производителей кукольной атрибутики, или даже частных дизайнеров, которые, как и на любых других конвентах резервируют торговое место, где в последствии представляют и продают свой товар. На крупных конвентах Volks приглашает до 600 компаний, художников и дизайнеров. Непременной частью любой Dolpa является Чаепитие, попасть на которое очень сложно, еще сложнее, чем на саму Dolpa. Так же на каждой Dolpa проводится лотерея Bingo, призами в которой являются конечно же куклы и различная кукольная атрибутика. На большинстве конвентов так же проводится и конкурс по покраске кукол, в котором могут поучаствовать все желающие.
И, конечно же, основной элемент в создании образа компании это её куклы. И в первую очередь система Full Choice System, не только позволяющая желающим получить полностью уникальных кукол, соответствующих их задумкам, но и предлагающая своеобразную инициализацию для кукол и их владельцев. Эта церемония носит название "Omukae". Так же она известна, как церемония приветствия.
Принцип Full Choice System прост – компания использует вариативность этих кукол, и предлагает своим клиентам создать куклу полностью по своему желанию. Но эта услуга доступна только в магазинах компании Volks "Tenshi no Sumika" (Япония, Корея, США), компания не принимает заказы с использованием FCS на своем сайте и не доставляет кукол FCS заграницу.
Используя FCS, покупатель выбирает различные типы голов, цвет глаз, цвет и форму парика, цвет ресниц, тип рук, ног и тела, "цвет кожи" куклы (нормальный/бледный/загорелый), а так же стиль покраски лица (компания предлагает лишь 4 стандартных варианта покраски), после чего начинается процесс сборки куклы. Он занимает от одного до двух месяцев. Существует две системы FCS - первая стандартная и доступна во всех магазинах, вторая доступна покупателям лишь в одном магазине "Tenshi No Sato" и включает в себя некоторые эксклюзивные элементы, так, например, только там можно заказать "загорелых" кукол. Существует множество ресурсов с подробным описанием всех возможных вариантов кукол FCS. Так же множество частных дилеров, раз в году или чаще организовывают деловые поездки в Японию, с тем, чтобы разместить заказы на FCS, взятые у сторонних лиц, что теоретически делает куклу FCS доступной для любого покупателя, в обычной жизни отлученного от всех благ Volks.
После оформления заказа для будущего владельца куклы начинается томительный процесс ожидания, длящийся несколько месяцев, который по его желанию может закончиться Церемонией Приветствия. Сама церемония бесплатна, но обязательно должна быть оговорена еще на этапе заказа, поскольку на время церемонии магазин, в котором она проводится, полностью закрывается для посетителей и покупателей. Только во время церемонии "Omukae" в магазинах компании разрешена фото и видео съемка. Куклу водружают на импровизированный алтарь, лежащую в коробке и окруженную цветами. Главный менеджер магазина переодевается в специальную робу и произносит специальные ритуалы благословления хозяина и куклы. В целом суть этой речи следующая: «Ангел спустился к Вам с небес, чтобы сопутствовать Вам всю вашу дальнейшую жизнь, вдохновлять и оберегать Вас». Затем в куклу вдыхается жизнь путем символического задувания свечей, произносится имя «новорожденной» куклы и между хозяином и ней устанавливается незримая связь.
Volks прикладывает немалые усилия, что бы эти церемонии были по-настоящему захватывающи и трогательны для тех кто в них участвует. Но и конечно же предлагает на продажу целый ряд кукольной атрибутики и нарядов, которые можно приобрести только в ходе церемонии "Omukae".
Портрет хранителя куклы:
Не удивительно, что при таком подходе сами куклы BJD порождают вокруг себя ареол таинственности. При первом столкновении с ними некоторые испытывают иррациональный страх и отторжение, в то время как другие влюбляются в них раз и навсегда. Эти куклы способны пробуждать в людях сильные эмоции, возможно за счет своих истоков в истории кукол в Японии. Куклы, которые в разные эпохи были хранителями, моделями для подражания, актерами, и даже временно заменяли возлюбленных. Японские куклы не просто сидели на полках, они постоянно что-то делали. Они выглядели как люди и выполняли часть людских обязанностей, поэтому к ним зачастую и относились как к живым существам. С другой стороны, сложность конструкции кукол и их предельный реализм сделали подобный процесс одушевления естественным. Со своими гибкими телами и суставами и множеством одежды и париков эти куклы могли меняться и вести себя так же, как и их хозяева.
Поэтому, сравнивать этих кукол с обычными игровыми или куклами категории fashion dolls это все равно, что сравнивать сборник Американских комиксов с томом манги. Фактически эти направления в кукольной индустрии настолько различны, что популяризация шарнирных кукол среди коллекционеров frashion dolls считается среди фанатов и тех и других чуть ли не кощунственной. Помимо очевидных различий в строении и размере эти куклы имеют ряд гораздо более значимых отличий, о которых даже сами хозяева кукол рассуждают до определенной степени на интуитивном уровне. В самом общем случае все владельцы BJD, отмечают, что это куклы игровые, а не коллекционные, что они не предназначены для молчаливого хранения в выставочной витрине. Владельцы BJD активно фотографируют своих кукол, создают для них определенные имиджи и легенды, зачастую носят их с собой даже на работу. Но все же, основное предназначение этих кукол, как это прозвучало и во вступлении - общение. Большинство владельцев BJD играет с ними, как можно было бы играть с обычной куклой, и привязывается к ним, как к «детям». Они придирчиво выбирают своим куклам имя и «друзей», беседуют с ними и даже спят с ними и принимают ванную. Куклы выступают для них молчаливым эмоциональным партнером, резонатором их собственного я.
И, тем не менее, это не просто игровые куклы, но и творческие объекты. Вот еще одна цитата с форума: «Я люблю своих кукол, и каждая из них действительно обладает уникальной личностью, но для меня это ощущение важно лишь в творческом плане, а не в плане духовной связи с куклой. Нет, я определенно не верю, в то, что эти куклы одушевлены, но каждая из них индивидуальна и очень важна для меня». Владельцы шарнирных кукол, обладающие сильной творческой жилкой, используют этих кукол как моделей для художественных фотографий, или же, как моделей для создания уникальных костюмов, и для этих двух целей куклы иногда могут подходить намного лучше людей. Фактически все владельцы BJD делают множество фотографий своих кукол, и иногда кажется, что они просто предназначены для проектов подобного рода. Эту черту шарнирных кукол не раз использовали и признанные художники, работавшие с куклами, как с моделями. BJD являются так же идеальными моделями для создания стилизованной одежды. Их традиция прочно сопряжена со стилем и эстетикой GosuRori, а в последнее время с неопанком и эмо направлением. Фанаты BJD как правило увлекаются дизайном одежды этих стилей, хотя сами не могут позволить себе носить её, поэтому свои представления о внешнем виде они реализовывают в куклах. Стоит так же отметить, что среди владельцев BJD немало косплееров (около 20% по результатам опросов на DOA).
Так же BJD используют в целях создания фанфиков и целых циклов историй, в которых каждой кукле присваивается определенная роль, характер, судьба. Этой традиции так же активно подыгрывают и сами производители кукол, оставляя в своих буклетах намеки или же прямы отсылки на истории связанные с их куклами, их взаимоотношения друг с другом, их характеры. Так же создатели кукол активно поощряют и создание эмоциональной связи между куклой и её владельцем. Некоторые компании даже отказываются продавать BJD тем, кто по каким-то причинам продал своих предыдущих кукол, мотивируя это тем, что кукла не получит от такого хозяина достаточно внимания и любви. Кто же способен на это?
Общий портрет владельцев шарнирных кукол можно собрать из следующих утверждений.
Это сравнительно молодые люди в возрасте до тридцати лет, испытывающие потребность в созидании и часто так или иначе работающие в области искусства. Некоторые из них стараются и вовсе не приобретать готовых кукол, а создавать их самостоятельно, работая не только, как художники или дизайнеры, но так же и как скульпторы. Они ценят своих кукол за возможность придания им уникальности, иногда используют как персонажей своих выдуманных миров. Большинство из них при этом интересуется культурой Востока. Примечательно, что очень многие открыли для себя BJD, через увлечение аниме и мангой, часто через увлечение яоем. Но при этом среди фанатов шарнирных кукол бытует мнение, что связывать их с анимационной традицией не стоит, что бы не отталкивать от них людей. К сожалению, к этому портрету смело можно добавить тот факт, что владельцы BJD, как правило, люди одинокие или не понятые. Многие из владельцев BJD в возрасте ближе к 30 годам признают, что они не могут, по тем или иным причинам, иметь детей, и поэтому так привязаны к своим куклам.
С другой стороны, для многих из них BJD давно перестали быть только хобби или даже стилем жизни, но стали и основным источником доходов. Посетители форума Den of Angels признали, что зачастую они тратят на одежду, обувь и аксессуары для кукол денег больше, чем они тратят на аналогичные вещи для себя. В совокупности с развитым вторичным рынком, на котором владельцы по тем или иным причинам постоянно обменивают и перепродают своих кукол, детальное знание BJD и навыки художника, модельера, портного приносят их владельцам определенный доход. Трудно судить о его объемах, однако все кто приобретает кукол с целью дизайна и последующей продажи одежды для них, признают, что эти куклы довольно быстро окупаются.
В целом владельцы BJD эта отдельная категория отаку, со своими внутренними традициями, мифологией, предметом обожания, которых поддерживает значительная по объемам кукольная индустрия и образовавшийся вокруг неё фэндом. Но центром этого всегда остается кукла, не как коммерческий объект, а как маленькое чудо в жизни её владельца. Она непредвзята, уникальна в истории своего создания и прекрасна. Её душа живет в ней не потому, что кто-то задул свечи и дал ей имя, а потому что каждая деталь в ней была создана с любовью и предельным почитанием к этим удивительным существам, которые иногда совершенно случайно начинают не только играть в людей, но и играть самими людьми.